ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ЗАСТОЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ РФ

Баннер 980x90

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ЗАСТОЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ РФ

Онлайн бронирование туров - 300*250
13 Дек 2015 | Автор: | Комментарий один »

Мы признаем, что реиндустриализация необходима. Но какова возможность?

В целом ряде выступлений на моем круглом столе красной нитью проходила идея, что для этой цели нужно нечто принципиально новое. Приводились слова Эйнштейна о том, что «вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме». Говорилось, что для этого надо «уйти от технократизма к человеку». И все вроде верно и правильно. Что же не так? А вот что. Я хочу спросить вас, готовы ли вы услышать того, кто уходит от технократизма к человеку? Готовы ли вы воспринять это принципиально новое? Мне показалось, что нет. Нет, потому что вы только говорите о необходимом новом способе мышления, однако остаетесь в старом. Вы чувствуете новое, но описать это новое можете только декларативно и мечтательно. Новое – это творчество! Новое – это человек! А где же система взглядов, уводящая от техники к человеку? Как выглядит этот новый способ видения мира?

В других выступлениях на моем круглом столе поднимались вопросы того, что противоречия в корпорациях между собственниками и менеджерами часто и относительно успешно решаются через «сближение интересов». Вот оно, новое, проклевывается. Но готовы ли вы понять механизм этого «сближения интересов»? Механизм нахождения компромисса?

Ведь чтобы изменить способ мышления, надо в первую очередь остановиться и послушать. Вслушаться. Тогда есть шанс услышать робкий голос нового среди сонма изъезженно повторяемых фраз. Новое – очень сложно объяснить кратко. Можно сказать суть. Но оно ж завязано на цельную новую теорию и на новый способ мышления. А по паре фраз, думая старым способом мышления, сложно понять эту самую суть, сложно понять, в чем же здесь принципиальная новизна. Помните, как Галилею пришлось доказывать свои идеи? Как преподносить? Как стараться изменить способ видения, изменить мировоззрение? Для физики нового времени требовалось новое мышление, новые обороты, чтобы ее понять. Так и для новой экономики, которая сможет ответить на все нерешенные вопросы, необходимо новое мышление, новый уровень понимания действительности.

Хотя, может, нас еще не достаточно прижало по жизни, чтоб мы вдруг пересмотрели свои взгляды. Может, надо, чтоб посильнее, чтоб почти раздавило, тогда из сомнамбулы появится человек. Придавленный, но вдруг вопрошающий и готовый к восприятию нового. Человек, готовый рискнуть и принять это новое. Может, мало еще того, что мы все пережили?

Так готовы ли вы? Слушайте!

Реиндустриализация необходима. Необходима для выхода из кризиса – и в производстве, и в науке, и в образовании. Однако, что это? Повторение пройденного или что-то новое? Первая индустриализация была продолжением Октябрьской революции. А что теперь? Не разобравшись в сегодняшних событиях, мы не добьемся реиндустриализации. Просто не сможем: слишком много противоречий от слишком сильных мировых нитей, сплетенных у нас в тугой узел, мы сегодня имеем. И все эти противоречия созданы недостатками товарной экономики. Как и в 17-м, только еще сильнее.

Для реиндустриализации мало сделать акцент на каком-то секторе промышленности, будь то горная или электронная промышленность. Экономика по организации останется товарной, а, значит, сохранятся все недостатки товарной экономики, включая коррупцию, недобросовестную конкуренцию и прочее. Это и не дает совершить прорыв. Для прорыва нужен новый характер этого производства, новый характер производственных отношений. Только новые производственные отношения смогут преодолеть нынешний кризис капитализма.

Многие говорят, что для реиндустриализации нужна некая принципиально новая система. Что нынешний экономический кризис не может быть решен в рамках капиталистической системы. С этим спорить не могу. Но как давно уже сказал один классик, источник преодоления кризисов лежит за пределами сознания обитателей этого общества. А мы пытаемся найти выход из создавшейся ситуации, пользуясь элементами этого сознания. Даже когда мечтаем о новом, все равно пользуемся старым способом мышления. Не готовы выйти из этого порочного круга. А между тем глобализация экономики не только поставила перед нами свои задачи, но и дала средства для их решения. Надо только перейти от одной парадигмы к другой. Изменить тот самый способ мышления.

Глобализация экономики вызвала глобальный кризис капиталистической системы и заставляет нас в корне устранить недостатки товарной экономики. Значит, мы должны глубже вникнуть в природу экономических отношений.

Сейчас практически все экономисты отождествляют экономические отношения с товарными. Но так ли это на самом деле? Товарные отношения предполагают частную собственность, для охраны которой требуются высокие заборы, злые псы и крутые парни. Но все это – средства насилия. Это не экономические средства. Экономическая связь – это связь интересов. А там, где применяется насилие или обман – экономика отсутствует. Отсюда следует, что экономическими связями могут называться только такие связи людей по производству, которые предстают только как взаимосвязь интересов. Глобализация же экономики – это установление непрерывности экономических связей. И те, кто не может и потому не хочет встраиваться в такие отношения, хотят отстоять те средства, к которым они привыкли. Но глобализация – объективный процесс, и насильники либо должны отказаться от своих привычек, либо они сами себя перебьют. Таким будет итог глобализации.

Так что же это такое – взаимосвязь интересов? Это такая связь людей, при которой одна сторона передает другой стороне столько энергии, сколько получает от нее. Это – закон сохранения энергии в обществе. Взаимосвязь интересов нарушается обманом и насилием. А обман и насилие – неотъемлемые атрибуты капиталистического способа производства. Никогда не думали, на каких людей рассчитаны все «классические» законы экономики? Правильно, на жадного, стремящегося только к своей выгоде человека. На Homo economicus. И все эти классические модели распадаются при столкновении с тем, кто не стремится к выгоде любыми способами. Но ведь этот человек не лишается тем самым своих потребностей и интересов, он встроен в общество и в экономику этого общества. Только по-другому, не по-капиталистически.

Нам нужна новая экономическая наука, которая раскроет действительную природу экономических отношений. Маркс мастерски показал, как возникает товар, как возникают кризисы, однако источник их преодоления остался за пределами его сознания. Это вполне логично – он все же находился внутри капиталистической системы. Но без понимания источника развития, источника преодоления кризисов мы не поймем нынешнюю ситуацию, не поймем экономику. И это невозможно было сделать в рамках капитализма. Ростки этого стали доступны человечеству только в период борьбы между капитализмом и коммунизмом в действительности социализма.

Что же предлагает эта новая экономическая наука?

Первое. Одна из главных загвоздок классической экономической науки – это определение потребности. Так что такое потребность? Чистый произвол? Такой, что надо вывести понятие потребности из экономической теории вообще, заменив потребительной стоимостью? А, может, потребность – это, все же, нечто вполне закономерное? Может, возникновение потребности, интереса подчиняется каким-то естественным законам?

Организм – это часть природы. Часть, органически, неразрывно связанная с природой. Поэтому действие закона сохранения энергии распространяется и на организм: внешняя деятельность организма должна обеспечить действие внутренних процессов, а эти внутренние процессы должны обеспечить эту внешнюю деятельность. И эта закономерность преломляется в экономике через соотношение потребности и продукта.

И продукт, и потребность вырабатываются одним и тем же: изменением внутренней структуры организма человека. В этом их единство. Потребность в организме возникает в результате действия его внутренних процессов. И в результате того же действия происходит и изменение структуры внешних связей организма со средой. И это последнее изменение определяется, как производство организмом своего продукта. Да: насколько организм един, настолько едины его потребность и продукт. Настолько продукт, вырабатываемый организмом, соответствует возникшей при этом его потребности. Но насколько организм ограничен, настолько он не един. Насколько же он не един, настолько продукт, вырабатываемый им, не соответствует возникающей при этом у него потребности.

Реальный организм всегда ограничен, не един. Но эта его ограниченность преодолевается соединением его с другими организмами. Именно в необходимости преодоления своей ограниченности организм должен соединяться с другими организмами, удовлетворяя их потребности своим продуктом, и получая удовлетворение своих потребностей продуктами этих других. Именно так преодолевается ограниченность организмов – через соединение их друг с другом. И именно через такое соединение и происходит создание целого и установление своего единства с этим целым. Соединяясь таким образом друг с другом, организмы увеличивают и свою целостность, и создает целостность общества. И сам организм становится более целым, и создает новое целое – общество. И именно так происходит самоутверждение организма. Наиболее совершенным способом выражения этого самоутверждения является взаимосвязь интересов.

Второе. Какова природа частной собственности? Чтобы распутаться с этим, надо сначала определить: что такое собственность? На основе чего я могу говорить: эта вещь моя? Чтобы взять в руку ручку, я должен сложить пальцы так, как того требуют свойства ручки. Складывая свои пальцы соответственно свойствам ручки, я вырабатываю эти свойства ручки. И я соединяюсь с ручкой ровно в том, какие свойства я выработал. Но что значит: я выработал? Это значит, что соответственно свойствам данной ручки я изменил свою внутреннюю структуру. Мы овладеваем каким-то предметом настолько, насколько отождествили свою структуру со структурой свойства этого предмета. Из этого следует объективный и естественный закон: собственность человека зависит от его внутренней структуры. Точнее, величина и характер моей собственности строго соответствует особенностям моей структуры, структуры моего организма. И это объективно, это не зависит от моей воли. Я могу изменить свою структуру, но соответствие между своей структурой и своей собственностью изменить не могу – это объективный закон. И здесь не может быть никаких спекуляций потому, что это реально, это факт.

В основе моей собственности лежит мой труд. И насколько я ограничен, настолько я нарушаю взаимосвязь интересов, настолько в моей деятельности присутствует обман. И именно этот обман порождает стремление к отчуждению, к новому обособлению, к возникновению частной собственности. И поэтому частная собственность – источник насилия. Частная собственность невозможна без наличия разных средств насилия. А насилие – это не аргумент экономики, это – не экономика. Товар порождает отчуждение, как невозможность или разрыв взаимосвязи интересов. Именно при таком разрыве мы не владеем результатами производства, отчуждены от них, именно при таком разрыве мы отчуждены и от самих себя настолько, насколько отчуждены от общества.

Что же делать? Сменить власть? Взять и поделить? А если частник сам не отказывается от своей частной собственности – убить его. А кого на его место? Партийного функционера? И все? Обобществление готово? От такого обобществления суть не меняется. Как же возникает общественная собственность? Она возникает путем экономического соединения частных собственностей, т.е. такого соединения, в котором нет разрывов во взаимосвязи интересов собственников. Точнее, если установить взаимосвязь интересов между частниками, то частник превращается в человека, а его частная собственность – в личную. Посудите сами, насколько я встроен во взаимосвязь интересов с другими, настолько мы вместе владеем собственностью. У меня есть потребность в доме – однако, я сам не могу произвести такой продукт. Я соединяюсь с другими, чтобы построить его, приобрести материалы. Насколько в этом деле участвовали другие – настолько это и их собственность. Насколько честно я имел с ними дело, насколько выполнил требования по взаимосвязи интересов, настолько это моя личная собственность. Все объективно и по-человечески, без убийств и насилия. Только для этого требуется огромное терпение и кропотливая работа по установлению взаимосвязи интересов.

И еще, может быть, самый важный в процессе преодоления отчуждения момент: деньги, точнее, их объективная основа. Не уменьшая величайшей заслуги Маркса в этом вопросе, скажем: Маркс не смог увидеть этой их объективной основы. Дело в том, что в основе денег лежит реально, объективно существующая в природе единица измерения средств нашего существования, величины нашей собственности. И эта единица постоянно меняется, постоянно совершенствуется. И создается она организмом всякий раз, когда он что-то присоединяет к себе. Всякий раз, когда организм меняет свою структуру, совершенствует ее, присоединяя что-то к себе, он создает в себе новую единицу измерения средств, связей этой своей структуры. Единицу измерения своего единства с присоединяемой вещью. Иначе невозможно никакого изменения структуры, никакого знания. Вот, эта-то единица и является естественной основой денег. Эта единица вырабатывается и тогда, когда человек устанавливает взаимосвязь своих интересов с интересами других людей. Поэтому-то человек, или государство в целом, даже при наличии малого количества денег может иметь большой экономический или социальный вес. И больший, чем человек, имеющий больше нынешних денег.

Это только некоторые штрихи новой экономической науки, которую мы предлагаем. Эта экономическая наука не противоречит физическим законам, а развивает их. Не противопоставляет общество природе, а соединяет их, становясь локомотивом всех наук.

Что же дает нам эта наука? Она дает нам новую идеологию, как когда-то экономические воззрения Маркса дали марксистскую идеологию. Эта новая предлагаемая нами идеология определяет соответственно и культуру, культуру новых производственных отношений. И как когда-то марксистская идеология дала возможность индустриализации, так и сейчас новая идеология взаимосвязи интересов, идеология, выросшая из марксизма, но преодолевающая его ограниченность, так эта новая идеология даст нам нужные средства к реиндустриализации.

Ведь при овладении этой новой культурой человек будет сам контролировать себя, без насилия со стороны контролирующих инстанций. Но для этого он должен знать, как он сам вписывается своей общественной жизнью в природу, как его благополучие, его жизнь зависят от того, как и насколько он следует законам общества и природы. Он должен увидеть конкретную связь между качеством и количеством своего обмана или насилия с качеством и количеством своих болезней. Ведь насколько он нарушает этот закон, нарушает взаимосвязь интересов, насколько применяет обман и насилие, настолько нарушает закон сохранения энергии, настолько умирает. Отсюда понятна судьба тех, кто претендует на мировое господство путем обмана и насилия…

Таким образом, все, что происходит в обществе, определяется тем, почему и как люди и нарушают этот закон, и почему и как они потом преодолевают это нарушение. Насколько человек преодолевает эти нарушения, насколько следует культуре самоутверждения, то есть насколько он отвечает действию закона сохранения энергии, настолько человек упорядочивает свою жизнь, утверждает ее, продлевает ее.

Обман и насилие – это то, что противостоит экономическому развитию общества. Средства и логика насилия стали такими, что угрожают самому существованию человека. Поэтому необходимость развития общества безотлагательно требует установления новой культуры производственных отношений, культуры взаимосвязи интересов. Именно это стоит на повестке дня.

Установление же культуры взаимосвязи интересов как новой культуры производственных отношений позволяет нам мирным путем перейти к коммунизму. Ведь революция по своей сути есть именно смена характера производственных отношений, а не механическая смена властной элиты. Плюс, даже из марксистского учения о коммунизме вытекает, что коммунизм – это такое общество, в котором нет армий, нет милиции, нет полиции, нет тюрем, нет никаких средств внешнего насилия над человеком. Как же мы можем достичь такого общества вооруженной революцией? Используя это средство внешнего насилия над человеком? Проблема же в том, что мы привыкли мыслить «вооруженными революциями»: смена одного режима на другой – только через насилие. Поэтому нам трудно понять, как это коммунизм вторгается мирными средствами, как добро мирно побеждает зло.

Поэтому придется сначала совершить революцию в своих мозгах. Коммунизм возможен только через усвоение культуры самоуправления. И только так возможна реиндустриализация.

Таким образом, чтобы совершить новую индустриализацию, нам сначала надо решить вопрос по овладению культурой взаимосвязи интересов, вопрос утверждения соответствующей идеологии. Нам нужна такая идеология, которая бы распутала бы тот самый узел мировых сил, которые сплетены у нас так туго. Без этого распутывания мечты о реиндустриализации – иллюзии.

Если Маркс построил свою систему на основе исследования диалектики стоимости и потребительной стоимости. Закон «отрицания отрицания», законы стоимости и прибавочной стоимости отражают ущербность капиталистического мира, не совсем соответствуют законам природы, не ухватывают источник развития – тем самым спекулятивны. Закон взаимосвязи интересов, напротив, ухватывает источник любого развития, источник преодоления кризисов, связывает общество с природой. Все это подробно изложено в системе В.К.Жульева, суть которой изложена в работе «Основы русской культуры» (изд-во «Тровант», Москва-Троицк, 2015)

Итак:

1.Для реиндустриализации необходима новая система производственных отношений. Следовательно, это должна быть уже не товарная экономика.

2.Чтобы преодолеть недостатки товарной экономики, необходимо пересмотреть сущность экономических отношений. Экономические отношения – это взаимосвязь интересов людей в процессе производства.

3.На новом понимании экономических отношений выстраивается новая экономическая наука, связывающая общественные законы с природными. Новая экономическая наука дает соответствующую идеологию и культуру взаимосвязи интересов.

4.Усвоить культуру взаимосвязи интересов – значит, усвоить культуру новых производственных отношений. Установление данной культуры и идеологии – мирная революция, революция «мягкой силы»

5.Следовательно, реиндустриализация возможна только через реидеологизацию. Только так возможно преодоление стагнации производства, науки и образования.

Глядите, весь мир смотрит на нас с надеждой! Наши союзники по всему миру говорят нам: русские, у вас есть все инструменты для преодоления кризиса, для вас нет проблем – есть вызовы!

Когда-то мы удивили мир, поверив в мечту социалистической революции. Может, и сейчас пора удивить? Восстать из пепла и подарить миру прометеевский огонь настоящего коммунизма?

ЖУЛЬЕВА Н.В., аспирантка Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

Аннотация. По мнению автора статьи, реиндустриализация возможна только через установление новых производственных отношений. Для новых производственных отношений необходима новая экономическая наука, которая предполагает и новую идеологию. Поэтому, реиндустриализация возможна только через реидеологизацию.

 

Ключевые слова: идеология, новая экономическая наука, собственность, потребность, взаимосвязь интересов

Re-industrialization VIA re-ideologization

 

ZHULEVA N.V., postgraduate (doctoral) student of Faculty of Philisophy of Lomonosov Moscow State University

 

Abstract. By author’s opinion, it is possible to make re-industrialization only by the establishment of new productive relations. So, for new productive relations we must have a new economic science presupposed a new ideology. Therefore, re-industrialization can be made only by re-ideologization.

 

Keywords: ideology, new economic science, property, need, the relationship between interests.

 Турция - 300*250
Другие статьи категории "общественные науки":
Комментарии к записи "ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ЗАСТОЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ РФ"
Оставить комментарий
  1. Что значит бесплатные аудиокниги и в чем в действительности их положительные особенности по сопоставленью с бумажными томами? Как скачать аудиокниги без регистрации на сайте? В связи с чем так комфортно скачать бесплатные аудиокниги MP3? Ответы на эти вопросы вы имеете возможность отыскать на нашем проекте. Выражаясь простым языком, звуковые книги – это записи текста, содержимого художественного или публицистического литературного произведения, как правило начитанного человеком (как к примеру, высококлассным артистом) или их командой и записанного на какой угодно акустический носитель. Их банально не нужно читать. Человеческое зрение с самого начала не приспособлено для чтения букв с листа и восприятия покадровых фильмов, по этой причине ключевым положительным моментом использования аудиокниги становится естественность восприятия информации. Они дают возможность оберегать зрение, какое и без того посажено персональным компьютером и интернетом. Скачать аудиокниги очень просто. И по естественным основаниям это приобретает все большую востребованность. Наш портал abookz.net всегда готов предоставить вам возможность скачать аудиокниги бесплатно, без регистрации и смс. Скачать аудиокниги возможно самых разнообразных жанров - фантастика, детективы, трансерфинг, сказки.
    Помните, что все представленные в Библиотеке книг онлайн произведения в виде электронных данных являются собственностью автора и представлены исключительно для того, чтобы иметь о них представление

    аудиокниги скачать бесплатно аудиокниги скачать бесплатно

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

letter@science-person.ru

Pubini

О сайте