ЗАЩИТА КУЛЬТУРОГЕНЕЗА РОССИИ

Баннер 980x90

ЗАЩИТА КУЛЬТУРОГЕНЕЗА РОССИИ

Онлайн бронирование туров - 300*250
9 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Если для высших животных культурогенез важен, но он остается все-таки дополнительным по отношению к инстинктам и генетическим программам средством адаптации и развития, то для человечества решающим. До 21 века стихийное развитие культурогенеза и в человеческом сообществе было негубительным и потому допустимым. В последние десятилетия ситуация быстро изменилась и культурогенез требует такой же осознанной защиты, как и экологическая обстановка на планете, требует защиты как от природных катаклизмов, так и от антигуманных сил среди людей. Защита культуры и природы выходят на первый план среди множества глобальных проблем современности, поскольку без организованной защиты эволюции и срочного перехода к коэволюции природы и общества нет будущего ни у человечества, ни уже и у биосферы Земли. Поэтому, когда слышать приходится, что надо найти новую объединительную идеологию, удивляешься невежеству призывающих и ищущих где угодно, но не на глазах у всех. Идеологию такую задает сама ситуация общего выживания на Земле неравнодушных к своим потомкам.

       От кого и что требуется защищать, кто и как может успеть защитить культурогенез России? Защита культурогенеза - это прежде всего защита науки и технического изобретательства, здравоохранения и роста народонаселения, образования и культуры в узком смысле слова. Так как культурогенез лишь верхний слой космогеобиосоциоантропогенеза, то его защита требует защиты тех этажей, над которыми культурогенез надстраивается. Но непосредственно сейчас для культурогенеза надо защищать воспроизводство земных геобиоценозов и недр от истощения, и не как Химкинский лес, а своевременно заинтересовав «эффективных собственников» научно обоснованными альтернативами вырубок. Следовательно, от научных работников прежде всего зависят разработки, чтобы взаимоотношения экологов и общественности с предпринимателями и властями были взаимовыгодными, а не агрессивными. Что мешает служителям истины предложить соответственную насущным проблемам человечества идеологию выживания, о которой писал еще А.Швейцер, идеологию ноосферы по В. Вернадскому и научного космизма, не случайно названного русским?     По мнению автора статьи, мешает нерешенность даже в России проблемы неразвитости кругозора людей, не считающихся с реальностью своего участия в полете на Земле во Вселенной и не привыкших учитывать опасности чрезмерного фокусирования внимания на повседневности материального достатка и развития только узко профессионального или для хобби. Но без отслеживания фона, контекста событий своей жизни, неизбежного сноса их течением от намеченной цели на том берегу, к которому плывут, люди дезориентируют себя и окружающих, вечно не успевают менять средства достижения своих целей в изменившихся условиях. Образование в школе должно эти навыки вырабатывать, но и вузовская наука не прорабатывает методику развития заинтересованности в расширении кругозора обучающихся и выработки идеологии соучастия в культурогенезе Вселенных. «Работая, мелочи соразмеряй с огромной поставленной целью» - писали и до В.Маяковского многие творцы подлинной культуры. Но стоит вытащить даже академика из его пещеры, как он глохнет от нахлынувших необычных звуков и устремляется назад в родные пенаты, и пусть гибнет культурогенез да и планета, он «не виноват». Кругозор призвана прежде всего развивать философия, а ее достижения предлагать старшеклассникам и студентам преподаватели обществоведения, философии и культурологии. Насколько они выполняют честно свой долг нельзя, к сожалению, оставить только на совести каждого из них, раз столь низок уровень развития кругозора даже у деятелей науки и управления.

       В проблемах защиты культурогенеза на планете встала особо остро защита культурогенеза России как опять подвергаемого наибольшим испытаниям сообщества культур. Этот тезис оставим здесь без рассмотрения, как и причины, как и изучение положения разных народностей и регионов. Для нас здесь важно понять: кто и как может успеть защитить, но прежде всего от кого и что требуется защищать, а что и само защититься может и должно. В природе и обществе в процессы самоорганизации пока лучше поменьше лезть в силу малых знаний. Но под вопросом оказались будущее как духовной, нравственной, так и материальной культур, как из-за зарубежных, так и от отечественных антигуманных сил. Среди угроз видим как унаследованные от царской и советской эпох, так и приобретенные в последние 20 лет. Как выделить наиболее важные направления и к ним привлечь внимание культуротворческих людей, раз опаснее всего стало заболтать точку невозврата и тем самым вообще лишить потомков прогресса культуры? Как сплотить созидателей культуры в достаточную силу не столько противостояния губителям, сколько обезоруживания их потребительско-разрушительной деятельности инициативами более увлекательными, как для молодежи романтикой порождения и роста ядер кристаллизации во всех сферах гуманного к людям и природе культуротворчества, так и для пожилых реализмом посильного служения тому, за что не придется краснеть перед предками и потомками?

       На наш взгляд, культурогенез в России страдает прежде всего от слабой заинтересованности властных и финансовых групп формировать как элиты созидателей подлинных ценностей, так и потребителей их. Если в царской и советской России нередко не благодаря, а вопреки властям «писатели пописывали, а читатели почитывали» сеятелей «разумного, доброго и вечного», то при открытости «дорогих россиян» зомбированию антигуманной информацией с Запада и Востока массовое и элитарное сознание росийского общества опасно деформировалось. Чем соблазнить наших властвующих и подвластных деньгоманов пусть не «Белинского да Гоголя», но приучать себя и детей читать классику, слушать классическую музыку, то бишь приобщаться к такому возвышенному, которое не позволит больше быть доступным низменному, разрушительному? Культура народная и элитарная в России создала за предшествующие века образцы, превзойти которые не просто, но необходимо для дальнейшего культурогенеза в условиях 21 века. Мещанин во дворянстве и кулак прежних веков высмеивались, но добивались, чтобы уже дети дорастали до той или иной духовной элиты и включались в процесс культурогенеза. И сейчас есть молодежь, для которой творческий труд престижен невзирая на то, что он остается трудом бессребренников, но эту молодежь уже не только власть и нужда выталкивают в иностранцев, либо в наемных работников иностранцев, но и неумение любить Отчизну «странною любовью». Овладеть каким либо мастерством, даже получить качественное образование в России все проблематичнее. Что может вызвать понимание превратившихся в частично паразитарно-эксплуататорский класс российских чиновников, что без собственного участия в восхождении к высотам культуры для их детей нет будущего ни в России, ни в другой стране? И что наиболее успешными они и их потомки смогут стать только в России и только среди высококультурных совладельцев производств? Рост мастерства писателя и читателя, артиста и зрителя, воспитателя и воспитуемого, инженера и рабочего, власти и подвластных связаны прямо и обратно пропорционально. Дурнями управлять временно проще, но это губить и систему управления, опять себя из дворян превратить в извозчиков в чужих государствах.

       Слабость мотивации поведения почти всех групп общества на устремленность к духовному богатству и нравственной воспитанности и прочие причины кризиса и упадка как культуры всех народов, так и профессиональных групп вызваны не в последнюю очередь ломкой общественных идеалов и дезориентацией общества в них. Большие социальные группы, как и малые, имеют богатый опыт сплочения против общей беды и скудный опыт сплочения вокруг любого идеала. Но сейчас ситуация как раз такая, что нагрянули глобальные проблемы цивилизации, которые заставляют участвовать в из решении всех и каждого, обывательски не отсидеться уже никому. Возникновение новой Новороссии показывает, что против бандеровцев смогли объединиться коммунисты и антикоммунисты, либералы и даже польские националисты. ВОВ раньше дала пример единства действий красных и белых, атеистов и воцерковленных. Да, такие союзы превращались в случае победы над общим врагом в открытую или латентную гражданскую войну, где, например, результатом оказывалась компромиссная революция или гибель «алой и белой роз». Сейчас для спасения жизни на Земле надо успеть объединиться всем кому и своя жизнь дорога и особенно всего своего рода. Но в этом объединении против общей беды есть и шанс избежать в дальнейшем разборки бывших союзников, поскольку применение оружия массового уничтожения становится невозможным и поскольку есть идеал позитивный для единства уже не «против», а «за». Это вечный идеал бессмертия культурогенеза посредством освоения Вселенной, идеал не согласных с тем, чтобы какое то поколение потомков уже не имело права и утратило желание заводить своих детей.

       Сатанисты и служащие иных церквей верят в неизбежность неверно ими трактуемого Апокалипсиса и только подлинные гуманисты предлагают способы не допустить гибель человечества и всех необходимых биоценозов, стремятся к бессмертию культурогенеза. Но для бессмертия надо хотя бы продублировать человечество на иной планете и уже для этого нужен труд миллиардов землян многих поколений в нескольких последующих веках. Культурогенез и условие реализации космических задач, и сам цель и смысл бытия через участие человечества в творении Вселенной. Так было с истоков хемогеобиосоциоантропокультурогенеза, так пусть и будет, только теперь осознанно, преисполнено важности соучастия каждого в том, чтобы защищенное прогрессивное развитие природы стало бессмертно. С точки зрения этого общего гуманистического идеала и надо правильно увидеть, какие направления в частности в науке и образовании, технике и здравоохранении, культуре в узком смысле слова приоритетны, а какие можно отложить. И эти приоритеты пора всеми средствами тиражировать через СМИ и политико-финансовые круги, чтобы в массовом даже омещаненном сознании и в каждой элитарной группе было понимание, шли дискуссии и в итоге появлялась необходимая для созидания благ убежденность. Этим мы начнем защищать культурогенез в целом, без чего невозможен он и в России, и воссоздадим на родине Н.Ф.Федорова и К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского и И.А.Ефремова пример всем культуротворческим силам Земли выращивания будущего без угрозы инферно и иных видов гибели или тупикового развития. Главное – не лишить своих потомков возможности решать все более трудные, но всегда посильные задачи дальнейшего продвижения по пути бессмертного культурогенеза, пути превращения Вселенной в прекрасный Космос, о котором не зря мечтали тысячелетиями лучшие умы многих народов. Задача решаема при условии сплочения, но сложна, поскольку сторонники «сил Зла» не зря исповедуют и проповедуют тысячелетиями принцип «разделяй и властвуй», «Сатана там правит бал» и продавшие ему душу умеют уничтожать противников и не остановятся ни перед чем ради продления губительного для культурогенеза их рабского господства.

       Уходят в прошлое, что «когда народ един, он непобедим», как и питательная почва для народной культуры в сельской жизни большинства, как недоработавшие свое идеалы демократии и аристократии, свободного предпринимательства и мировой коммунистической революции, как многое, что мотивировало культуротворческие силы на гуманистические цели. Не случайны отказы от идеалов и достижений Возрождения и Просвещения и откаты в новое Средневековье и язычество как у обывателей, так и у имеющих возможности раскрыть свои таланты. И тем важнее теоретически укреплять дальнейшими проработками как экобиоэтику, так и идеалы космической миссии человечества. И в свете разработки приемлемого из идей А.Швейцера и марксизма как определенных высот гуманизма решать сегодняшние задачи защиты и развития культурогенеза. Где возможно еще, использовать средства ненасильственного принуждения антигуманистов к работе более на созидание, чем разрушение культуры, где невозможно – ограниченно используя опыт подпольщиков вплоть до опыта красного террора в ответ на белый. Только идеалы и цели для их воплощения, стратегия борьбы трансформировались, а тактические находки вполне еще послужат. Хотя не до «свободы, равенства и братства», «не до жиру, быть бы живу». Есть надежда, что многие цели, что раскалывали и взаимно ослабляли активаторов общества, будут походя достигнуты как неизбежные средства и этапы пути спасения жизнестойкости планеты и культурогенеза. Только не потакать паникерам и пессимистам, а без легкомысленного оптимизма реалистично исхитряться искать способы прорыва вперед, средства убеждения и заинтересованности каждого желающего жить не однодневкой и перестроить иерархию своих жизненных ценностей и привычки так, чтобы тренировалась воля укреплять защищенность движения к всеобщему овладению высотами достижений культуры и преумножению этих достижений в направлении коэволюции человечества с природой. Создание достаточного числа точек роста для плодотворной деятельности культуротворческих сил в направлении научного изучения и технического преобразования на принципах гуманизма все больших пространств, соревновательность различных гуманистических концепций – вот пока наиважнейшее в деле защиты культурогенеза.

       Уникальный опыт России по объединению народов без нивелировки их культур, а, наоборот, по созданию оптимальных условий для раскрытия потенциала их возможностей, дает надежду, что Россия имеет будущее не только сырьевого придатка Запада или Востока, но и шанс стать объединительной силой добровольного союза всех народов и государств в деле защиты гуманистических направлений культуры и последующего успешного продвижения культурогенеза по пути коэволюции с природой во благо как обществу, так и самой природе, по пути к бессмертию. Теперь только невежда считает человечество и Землю бессмертными, грамоте обученные понимают, что для планеты смерть мы можем лишь оттянуть, но для человечества не поздно еще обеспечить бессмертие во Вселенных, однако решать эту благородную задачу надо уже как повседневную и важнейшую для науки и практики. Либо мы и потомки успеем защищать культурогенез через его же и развитие, либо погубим детским отношением к жизни как лучшие достижения предков, так и само право потомков на жизнь людьми. Станем сильнее нелюдей, привлечем к гуманному культуротворчеству обывательское «болото», тогда можем считать важнейшую миссию нынешнего поколения землян выполненной. Не успеем сплотиться – лишь переложим на плечи следующего поколения эту задачу наряду с нерешенными до конца вовремя задачами предыдущих поколений, и потомки нас осудят. А сделаем ли последующее поколение достаточно сильным и смелым, чутким и находчивым для решения скопившихся проблем?

       Общество движется периодическим разрешением противоречий с природой переходя на более высокую ступень нравственного и технического развития. Сейчас общество деградирует из-за стагнации внутренних противоречий глобализации. Среди глобальных игроков все больше пока проигрывает класс наемных работников, не поднявшийся на новую ступень классовой борьбы, которая пока остается во многом движущей силой социально-экономического развития, разрешения противоречий как между трудом и капиталом, так и между обществом и природой. На этапе глобализации капитала стало невозможно объединить пролетариев всех стран даже для протыкания банковских пузырей в офшорах. Науке надо срочно выяснить, как преодолеть растущую раздробленность наемного труда. Глобальный капитал 21 века создает все новые превращенные формы общественных отношений с прежней тенденцией роста разрыва между полюсами богатства и нищеты за счет бесчеловечной эксплуатации природы как «хозяевами планеты», так и браконьерствующими для выживания. Класс работников по найму в постсоветскую эпоху и в России быстро дифференцировался по достатку и присоединился к грабителям природы. Около 30 лет мы наблюдаем реверсивное движение истории России и человечества к ослаблению планирования и реанимации эпох накопления первоначального капитала и даже натурального хозяйства, а в духовной жизни роста даже не религиозности или язычества, а искусственно насаждаемого сатанизма и мракобесия.

       Мы находимся не просто на этапе трансформационного периода развития капитализма, а на значительно более длительном и мучительном постклассическом, когда по классике уже определились закономерности развития системы экономических и иных отношений социальных групп между собой и с природой, но в силу неполноты, запоздалости и деформации в решении задач выхода из капитализма, катимся к гибели без достаточных очагов сопротивления. Социальные силы без будущего, которое не представляют вне системы поддержания социального неравенства, через подконтрольные им СМИ пытаются навязать всем мысль о неизбежности скорой гибели как самоочевидную, всячески мешая идеям прогресса, подлинного бессмертия и космизма угнездиться в умах и сердцах даже образованных людей. Отживающая система отношений пытается продлить существование и благодаря включению в себя элементов социализма, только не допуская разрешить противоречие между социальными ролями человека творца истории и марионетки ее. Человечество уже могло бы решить проблемы достаточно справедливого распределения материальных благ между регионами и классами, экологические проблемы, если бы отказалось от затрат на производство симуляторов, бесполезных трат, вызванных товарным фетишизмом, уже подменяющим реальное социально-экономическое и природное бытие виртуальным. Мы наблюдаем, благодаря переходу в материальном производстве к доминированию свободного времени над занятым, новые возможности очеловечивания людей, а в виртуальном мире его всячески расчеловечивают дегуманизируя идеалы и смыслы жизни.

       Возврат к встроенности России в систему глобального капитала делает ее опять узлом противоречий, поскольку общие закономерности развития социума реализуются в России в зависимости от ее иной структуры социально-экономических отношений, ее места периферии и роли сырьевого придатка в системе глобального капитала. Как на заре капитализма большинство населения было согнано с сельскохозяйственного производства на промышленное, так еще быстрее на закате капитализма робототехника деклассирует уже и наемных работников, выбрасывая их из материального производства, транспорта и сферы услуг. Дешевая рабочая сила стран третьего мира, включая Россию, при полной автоматизации производства становится ненужной. Глобализация капитала не ведет к глобализации наемного труда. И именно такого рода противоречия могут именно в России раньше других стран дополнить недореализованную ренессансную гуманистическую идеологию с лозунгом «Экономика для человека», где на деле оказался пока лишь человек для экономики, на видоизмененную полноценно этичную идеологию 21 века с лозунгом «Экономика и культурогенез в целом для бессмертия коэволюции человека с природой». От системы образования и науки требуется сделать эти идеалы достоянием с убеждающей силой и поэтапно реализуемыми не насильственно, а на основе заинтересованности большинства, то есть на основе таких демократических механизмов, при действии которых сопротивление правых и левых экстремистов приведет лишь к их осмеянию.

С.Г.Избицкий

к.ф.н., доцент БГАУ

Сохранить

 Турция - 300*250
Другие статьи категории "Культура":
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

letter@science-person.ru

Pubini

О сайте