Баннер 980x90

АННОТАЦИЯ к докладу «Социальные принципы функционирования рынка микрофинансовых услуг»

Онлайн бронирование туров - 300*250
26 Окт 2016 | Автор: | Комментариев нет »

АННОТАЦИЯ

Рынок микрофинансовых услуг формировался на протяжении достаточно длительного времени, а микрофинансирование сегодня – это всемирное явление, охватившее практически все страны.

В настоящее время во многих развитых и развивающихся странах, включая  Россию, используется успешно зарекомендовавшая себя бизнес-модель, реализуемая в США, Великобритании и странах Восточной Европы, адаптированная под специфические условия финансового рынка конкретной страны.

Рынок микрофинансовых услуг выполняет важные экономические и социальные функции.

К числу экономических функций относятся:

-обеспечение доступности рабочего капитала для начинающих предпринимателей (start up) и стимулирование предпринимательской  активности; венчурное финансирование  как стартующего бизнеса, так и рискованных проектов уже функционирующего;

-содействие ускоренному развитию  и повышению финансовой устойчивости малого и среднего бизнеса посредством расширения финансовой возможности для аккумулирования  заемных средств в наиболее значимых направлениях хозяйственной деятельности;

-выравнивание диспропорций регионального развития и распределения центров финансовых услуг,  содействие в создании развитой  финансовой инфраструктуры; расширение ассортимента и качества финансовых услуг;

-декриминализация малого бизнеса путем сокращения доли теневого и ростовщического финансирования начинающих предпринимателей;

-формирование положительной кредитной истории у мелких заемщиков  с последующей  возможностью  получения кредитов в банках.

Социальные функции рынка микрофинансовых услуг включают:

-обеспечение доступности финансовых услуг для представителей малого и среднего бизнеса и  малообеспеченных  категорий населения;

-снижение уровня безработицы посредством финансирования социально незащищенных категорий населения, желающих открыть свой бизнес, и  стимулирование предпринимательской инициативы;

-сокращение бедности и повышение уровня жизни малообеспеченных слоев населения; приобщение более широкого круга населения к рынку финансовых услуг и интеграция социально незащищенных слоев населения в полноценную жизнь; повышение уровня социально-экономической и гражданской активности населения, их финансовой  грамотности и культуры;

-создание новых рабочих мест и снижение социальной напряженности в обществе за счет стимулирования предпринимательской инициативы;

-сглаживание различий в потребительских возможностях различных категорий населения и деполяризация общества;  декриминализацию бизнеса, сокращение неформального сектора финансовой системы и повышение прозрачности деятельности заемщиков.

Основополагающими социальными принципами функционирования рынка микрофинансовых услуг являются: а) предоставление возможности для малообеспеченных слоев населения повысить личное  благосостояние и получить заем для начала собственного дела; б) предоставление субъектам  предпринимательства займа для создания и развития  бизнеса; в) расширение спектра, повышение качества и доступности  финансовых услуг, предоставляемых населению и представителям малого и среднего бизнеса.

Микрофинансирование  это сегмент финансового рынка, где складывается особый тип отношений между организациями, предоставляющими микрофинансовые услуги,  потребителями этих услуг (гражданами, субъектами малого и среднего бизнеса) и  государством.

Для организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги,  микрофинансирование – это по сути такой же вид бизнеса, как и для других  участников  финансового рынка. Поэтому вполне естественно, что главной  целью их деятельности  должно являться получение прибыли. Однако, если вспомнить те обстоятельства, при которых зарождался и формировался этот сегмент финансового рынка, то следует отметить ряд его специфических особенностей:

- нацеленность на решение социальных задач. Созданный в 1976 г. профессором Мухаммадом Юнусом[1] Grameen Bank,  как первый и наиболее успешный проект в области микрофинансирования,  имел своей целью оказание поддержки  малоимущим слоям населения в одной из наименее развитых стран мира с ярко выраженной социальной дискриминацией;

- включение в систему экономических отношений, складывающихся на рынке микрофинансовых услуг, тех субъектов хозяйствования и граждан, которые в силу определенных объективных причин и обстоятельств  не могут являться участниками других сегментов финансового рынка;

- возможность обеспечения баланса между коммерческими и социальными целями организаций, функционирующих на рынке микрофинансовых услуг, при доминирующей роли социальной направленности;

- особая роль государства в реализации социальных функций рынка микрофинансовых услуг при одновременном использовании микрофинансирования в качестве инновационного инструмента реализации основных направлений социальной политики государства.

Определение  социальных групп, испытывающих потребность  в микрофинансовых услугах, осуществляется  каждой страной самостоятельно, при этом, в зависимости от уровня социально-экономического развития конкретной страны, общепринятой является следующая классификация роли микрофинансовых процессов: «бедные» — растущие/трансформирующиеся — богатые». Первая группа стран,  рассматривает микрофинансирование как эффективный способ  борьбы с крайней бедностью и нищетой за счет обеспечения и поддержки самозанятости населения; во второй группе,  куда относятся Россия и другие страны BRICS, микрофинансирование рассматривается в качестве одного из перспективных финансовых инструментов  поддержки  малого бизнеса и  формирования среднего класса. В последней группе стран   микрофинансирование является, в первую очередь, эффективным методом  решения таких социальных задач, как: снижение уровня безработицы, обеспечение безболезненной интеграции в общество мигрантов и переселенцев, оказание помощи социально неустроенным категориям населения  посредством  создания благоприятных условий  для  реализации их творческого и предпринимательского потенциала.

 

 

[1] Мухаммад  Юнус -  бангладешский банкир, профессор экономики, получивший в 2006 году Нобелевскую премию мира за усилия по обеспечению экономического и социального развития снизу через систему  микрофинансирования и микрокредитования.

Нелли Викторовны Цхададзе - д.э.н., профессор Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ

Сохранить

 Турция - 300*250
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

letter@science-person.ru

Pubini

О сайте